Статьи ЕГЭ и ГИА
13:25, 03 февраля 2020
9480
0

Темы и направления итогового сочинения 2020 года для 11 классов

Итоговое сочинение по литературе проводится для 11 классов в первую среду декабря, февраля и мая. В 2019-2020 учебном году экзамен проводится 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.

Итоговое сочинение, которое выпускники писали 4 декабря 2019 года является допуском к государственной итоговой аттестации. Те, кто провалил экзамен или отсутствовал на нем по уважительной причине, смогут написать сочинение в резервные дни - 5 февраля и 6 мая 2020 года.

Темы итогового сочинения для 11 классов в 2020 году

Темы итогового сочинения становятся известными за 15 минут до начала экзамена. На написание работы отведено 3 часа 55 минут.

Для написания работы школьникам 11 классов, которые выпускаются в 2020 году, предложено 5 направлений:
*для каждого субъекта Российской Федерации предусмотрен свой набор тем для итогового сочинения. В комплект включены по одной теме от каждого общего тематического направления.

  • Война и мир (к 150-летию великого произведения Льва Николаевича Толстого)
Темы,  связанные  с  данным  направлением,  предполагают  попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских  уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия  между  людьми  в  семейных  и  социальных  отношениях,  о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе  подлинного  героизма  и  патриотизма,  а  также одругих  вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.

1. Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: "... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
2. ЛевТолстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
3. Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
4. Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
5. Особенности психологического анализа в романе "Война и мир".
6. Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
7. "Война и мир" как роман-эпопея.
8. Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
9. Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
10. Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации.»

  • Надежда и отчаяние
В  широком  мировоззренческом  аспекте  понятия  «надежда»  и  «отчаяние» могут  быть  соотнесены  с  выбором  активной  или  пассивной  жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда  помогает  человеку  выстоять  в  тяжелых  жизненных  ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и  собственные  силы,  добро  и справедливость.  Проиллюстрировать проявления  этих  разных  жизненных  позиций  можно,  обратившись  к произведениям отечественной и зарубежной литературы.

1. Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
2. Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма-отца: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
3. Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
4. Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
5. Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
6. Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
7. Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
8. Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
9. Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
10. Что такое надежда?
11. Как побороть отчаяние?

  • Добро и зло
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства.  Вечное  противостояние  двух  полюсов  человеческого  бытия находит  свое  отражение  в  нравственном  выборе  героев,  в  их  мыслях  и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой  частью  всякой  человеческой  судьбы.  Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

 1. Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
2. Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.Достоевского Родиона Раскольникова?
3. Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений (по 1-2 произведениям)
4. Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
5. Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
6. Может ли зло помочь человеку понять себя?
7. Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
8. Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
9. Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
10. Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
11. Что такое добро?
12. Можно ли оправдать зло?
13. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
14. В чём проявляется истинная доброта?

  • Гордость и смирение
Данное  направление  предполагает  осмысление  понятий  «гордость»  и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспекте с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие  «смирение» –как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая  не  отвечать  агрессией  на  агрессию.  Выбор  тех  или  иных смысловых  аспектов,  а  также  примеров  из  литературных  произведений остаются за автором сочинения.

1. Гордость и гордыня: в чем отличие?
2. Какого человека называют гордым?
3. Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
4. Помогает ли смирение понять себя?
5. Гордость или смирение обогащают личность?
6. В чём разница между гордостью и смирением?
7. Герой романа М.Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?
8. Согласны ли вы с высказяванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
9. Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
10. Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
11. Что такое смирение?
12. Может ли гордость навредить человеку?
 
  • Он и она
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной, как в личной, так и в социальной сфере, всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов,  философов.  Темы  сочинений  данного  направления  дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви  до  конфликта  и  обоюдного  неприятия.  Предметом  размышления может  стать  и  многообразие  взаимоотношений  мужчины  и  женщины  в социальном,  культурном,  семейном  контексте,  включая  духовные  связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».

1. Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
2. Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
3. Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
4. От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
5. Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
6. Когда можно ли простить измену в любви?
7. Легко ли быть любимым?
8. Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
9. Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?
10. Согласны ли вы с высказыванием Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.» ?

Темы итогового сочинения для Нижегородской области в 2020 году

Для нижегородской области были предложены следующие темы для сочинений, которые писали школьники 4 декабря 2019 года:

113.Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
202.Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
313.Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
407.Считаете ли Вы смирение добродетелью?
503.Что мешает взаимопониманию между любящими?


Требования к итоговому сочинению в 2020 году для учеников 11 классов

1. Рекомендуемое количество слов в сочинении – от 350, но максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в работе используется менее  250  слов (в  подсчет  включаются  все  слова,  в  том  числе  и  служебные),  то выставляется «незачет».
2. Сочинение должно соответствовать выбранной теме. «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме,в нем нет  ответа  на  вопрос,  поставленный  в  теме,  или  в  сочинении не  прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачет»
3. В тексте должны использоваться аргументы на основе литературного материала. «Незачет»  ставится  при  условии,  если  сочинение не  содержит  аргументации,написано  без  опоры  на  литературный  материал,  или  в  нем  существенно  искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы  примерами  не  подкрепляются).
4. В тексте должна присутствовать логика. «Незачет»  ставится  при  условии,  если  грубые  логические  нарушения  мешают пониманию  смысла  сказанного  или  отсутствует  тезисно-доказательная  часть.

Сколько ошибок можно допустить в итоговом сочинении?

«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в  среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных3





Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!