Каталог
Каталог
Образование
Детские сады
Детские сады частные
Детские развивающие центры
Секции и спортивные школы
Музыкальные школы
Танцевальные студии
Языковые школы
Репетиторы
показать еще
Отдых
Аниматоры
Квесты
Лагеря
Санатории
показать еще
Медицина
Женские консультации
Родильные дома
Детские поликлиники
Медицинские клиники для взрослых
Травмпункты
ЭКО в Н. Новгороде
Патронаж детей
Детские больницы
Где сдать анализы
показать еще
Районы
Арзамас
Б. Болдино
Балахна
Богородск
Бор
Бутурлино
Вача
Ветлуга
показать еще
Володарск
Выкса
Дзержинск
Городец
Дивеево
Заволжье
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
показать еще
Павлово
Первомайск
Перевоз
Починки
Саров
Семенов
Сергач
Урень
Чкаловск
Шахунья
показать еще
Статьи
Статьи
Беременность и роды
Беременность
Роды
показать еще
Статьи о детях
Малыш до года
Развитие
Воспитание
Учеба
Поможем детям!
показать еще
Родителям
Здоровье
Семья
Законы
Справочник
Гороскоп
показать еще
Афиша
Афиша
Кино
Авторское кино
Документальное кино
Семейное кино
Мультфильм
показать еще
Театр
Спектакль
Балет
Творческий вечер
Стендап
показать еще
Музыка
Классическая
Мюзикл
Концерт
Рок, инди, поп
показать еще
Познание
Выставка
Интерактив
Мастер-класс
Лекция
показать еще
Формат
Бесплатно
Детям
На воздухе
Фестиваль
показать еще
Возраст
с 0 лет
с 6 лет
с 12 лет
с 16 лет
показать еще
Дата
Сегодня
На неделю
На месяц
показать еще
Новости
Совместные покупки
Совместные покупки
Детские товары
Девочки - одежда
Девочки - форма и спорт
Девочки - белье, пляж, дом
Девочки - верхняя одежда
Девочки - шапки, шарфы, перчатки
Мальчики - одежда
Мальчики - белье, пляж, дом
Мальчики - форма и спорт
Мальчики - верхняя одежда
Мальчики - шапки, шарфы, перчатки
Товары для мам и малышей
Игрушки
Обучение и творчество
Товары для спорта и улицы
Детские аксессуары
показать еще
Взрослая одежда
Будущим мамам
Женская одежда
Женское белье, пляж, дом
Женская верхняя одежда
Женская одежда для спорта
Свадебная и вечерняя мода
Женские шапки, шарфы, перчатки
Мужская одежда
Мужское белье, пляж, дом
Мужская верхняя одежда
Мужская одежда для спорта
Мужская одежда для хобби
Мужские шапки, шарфы, перчатки
показать еще
Обувь, галантерея, аксессуары, красота и здоровье
Женская обувь
Мужская обувь
Обувь для девочек
Обувь для мальчиков
Сумки и чемоданы
Аксессуары
Косметика, парфюм, уход
Украшения и бижутерия
Аптека и оптика
Интим-товары
показать еще
Дом. Кухня. Хобби. Дача
Рукоделие и декор
Домашний текстиль
Интерьер
Посуда и кухня
Дом и дача
Сад и огород
Книги, канцтовары, медиа
Спорт и отдых
Товары для праздников
Техника и электроника
Товары для животных
показать еще
вход
Каталог
Статьи
Афиша
Новости
Совместные покупки
Главная
>
Статьи
>
Развитие
>
Приобщение к чтению
>
Что читать дошкольникам?
Статьи
Приобщение к чтению
03:03, 16 ноября 2007
0
0
Что читать дошкольникам?
Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).
Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые.
Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.
Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.
Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)
"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.
Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.
Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).
Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.
Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).
Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.
Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)
На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.
Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в раздел 3.
Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.
По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.
Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.
А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.
Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.
Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)
Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.
Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.
Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.
Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.
Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).
Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)
"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.
Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.
Eкaтерина Пaтяевa
Психологический центр Адалин
Отзывы
Написать комментарий
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.
Авторизуйтесь
чтобы присоединиться к дискуссии!
Читайте также
Чтение. Как привить ребенку любовь к чтению.
Совет психолога: почему нужно перечитывать ребенку одну и ту же сказку?
Книга Валерия Табаха "Нижегородский подарок"
Умные сказки: сказка о программировании
Другие материалы
Статьи
Беременность
Воспитание
Гороскоп
все теги
Новости
Нижегородские новости
Здоровье
Образование
События
все теги
Афиша
Спектакли
Кинофильмы
Мультфильмы
все теги
Новости компаний
Как получить QR-код вакцинированного или переболевшего: подробная инструкция
Для чего нужен QR-код, кто и как его может получить. Все отв
...
«Мультипасс 800»: что это такое и как получить в Нижнем Новгороде?
Разбираемся, для чего нужен новый документ и как его оформит
...
Выплаты беременным, вставшим на учет в ранние сроки: ответы на самые часто задаваемые вопросы
Разъяснения Пенсионного фонда про новое пособие беременным.
...
Противопоказания к вакцинам от COVID-19: когда нельзя делать прививку?
Публикуем противопоказаниям ко всем российским вакцинам от к
...
Где сделать прививку от COVID-19 в Нижнем Новгороде
Список прививочных пунктов в Нижнем Новгороде.
...