Статьи Развитие
07:14, 06 августа 2021
1831
0

Развиваем речь ребенка: с чего начать?

Каждый родитель желает своему ребенку только самого хорошего, и каждый хочет, чтоб у ребенка не было проблем в развитии. 

Речь — это не прирожденный дар. Ребенок перенимает ее у взрослых. Очень рано, буквально с первых недель жизни, младенца привлекает голос матери и других близких. Разговаривая с малышом, взрослые формируют у него слуховое сосредоточение, умение прислушаться к звукам.

Когда и с чего нужно начинать?

Для того чтоб ребенок вовремя стал говорить, необходимо проводить ежедневные занятия по профилактике речевых расстройств. Причем в младенческом возрасте тоже! Для этого не нужно покупать новомодные развивающие игры, т.к. в грудном возрасте самая лучшая развивающая игрушка – это любящие родители и близкие люди. 

Как только ребенок родился уже необходимо начинать с ним разговаривать, при этом ни в коем случае не «сюсюкать», как это обычно любят делать новоиспеченные родители или бабушки и дедушки. Ребенок начинает прислушиваться к голосу близких его окружающих. Поэтому уже с этого возраста необходимо брать ребенка на руки и гулять по квартире, на улице и рассказывать, что вы видите, слышите. Чем эмоциональнее ваша речь, выразительнее, тем быстрее (к 4-5 месяцам) и разнообразнее будет реакция малыша на обращенное к нему внимание. 

Уже в 5-6 месяцев у ребенка развивается понимание речи. Поэтому в этом возрасте обязательно нужно комментировать все свои действия, если подошли к кроватке и хотите взять малыша на руки обязательно скажите: «Дай мне ручки, мой малыш!» и поманите его к себе, обязательно ваша речь должна быть ласковой, эмоциональной. Приговаривайте, когда малыш просыпается, когда кормите малыша, когда купаете его, очень хорошо ребенок воспринимает русский фольклор.

Утренняя:

Вот проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись, 

Потягушечки, потягушечки!

Где игрушечки, погремушечки? 

Ты, игрушка, погреми, 

Нашу детку подними!

При купании:

Ай, лады, лады! 

Не боимся мы воды, 

Чисто умываемся, 

Маме улыбаемся!

***

Водичка, водичка, умой мое личико

Чтобы глазки смотрели 

Чтобы щечки алели 

Чтоб кусался зубок 

Улыбался роток! 

При кормлении:

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли! 

Эй, вы, вредные кастрюли, 

Не ворчите, не кричите, 

Кашу сладкую варите, 

Кашу сладкую варите, 

Мою деточку кормите!

***

Ванечка-Ванюша, 

Кашку всю ты скушай. 

Стукни ложкой, топни ножкой, 

Хлопни ты в ладоши, 

И погладь ты кошку!

Уже в этом возрасте вы приучите ребенка без капризов умываться, кушать, одеваться, т.к. многие детки не очень любит это делать, а с помощью стишков и речь развиваете и привлекаете внимание к каждодневным процедурам, из которых состоит наша жизнь! 

Также с помощью разговоров с детками, с помощью стишков развивается понимание речи ребенка. Например, когда вы собираетесь гулять с ребенком, то обязательно называйте, что вы надеваете в данный момент: «Мы с Алешенькой надеваем кофточку, где наша ручка? Вот наша ручка!» и т.д. Или опять же стишок или потешка: 

Вот у нас пеленка, 

Пеленка для котенка 

А на ней цветочки 

Для нашего сыночка! 

И грибочки для сыночка, 

И листочки для сыночка! 

Завернули Алешеньку в яркую пеленочку! 

***

Тетка Агашка 

Сшей мне рубашку, 

Надо нарядиться – Едем прокатиться!

Также очень хорошо, когда вы берете ребенка на руки, показываете ему комнату, подходите к часам и говорите: «Это часики, тик-так, тик-так! Где наши часики? Где тик-так?», показываете телефон, говорите: «Это телефон, динь-динь!» и т.д. В этот момент по взгляду малыша можно понять, что ребенок понимает, что вы ему показываете, о чем рассказывает. 

Также уже в этом возрасте можно и нужно развивать мелкую моторику (которая очень влияет на развитие речи!) Опять же с помощью потешек, взять ручки ребенка в свои руки и в такт стишку хлопать в ладошки – вспомним наши знаменитые «Ладушки»:

- Ладушки, ладушки! 

- Где были? 

- У бабушки. 

- Что ели? 

- Кашку. 

- Что пили? 

- Бражку 

Кашка масленька, 

Бражка сладенька, 

Бабушка добренька. 

Попили, поели, 

Домой полетели, 

На головку сели. 

Ладушки запели. 

Уже к 8-9 месяцам у ребенка появляются первые «слова», типа: «ма-ма», «па-па», «ба-ба» и т.д. Необходимо поощрять ребенка, когда он произносит свои первые слова. «Молодец, Алёшенька! Умничка, сыночек!» Кроме того, ни в коем случае нельзя допускать разговор жестами, понимать ребенка с полуслова, т.к. ребенок быстро привыкает к безречевому общению, и в дальнейшем очень трудно переучить его! Если ребенок что-то хочет, то обязательно дождаться озвучания просьбы! Например, если ребенок просит у вас банан, и показывает на него ручкой, то необходимо спросить: «Что ты хочешь?», обязательно дождитесь ответа, а не кидайтесь выполнять то, что хочет малыш! 

К концу первого года ребенок становится более мобильным, он может дойти или доползти до своей цели, взять необходимую игрушку, и именно в данном возрасте развивается и расширяется его пассивный словарь. Малыш может выполнить короткие инструкции: «Иди сюда!», «На!», «Дай!», «Пойдём гулять!», «Где папа?» Он понимает и с удовольствием выполняет требования взрослого: «Пойдем мыть ручки», «Будем собираться гулять. Где твоя шапочка, ботинки?» и т. п. 

К году ребенок понимает уже довольно много слов: названия окружающих предметов, игрушек, имена близких взрослых и детей, названия действий, выполняет простые просьбы: найти указанное лицо или предмет, помахать ручкой, взять игрушку, дать, показать и т. п. 

В этом возрасте речь взрослого становится важнейшим регулятором поведения ребенка. Он, к примеру, способен понимать слово нельзя. Малыш тянется к красивой чашке, но мама строгим тоном говорит: «Нельзя», — и отодвигает хрупкую чашку, протягивая ему взамен красочную неваляшку. 

Самое главное, что необходимо запомнить без исключения всем родителям - нет таких нарушений, которые бы не исправлялись, только нужно любить своих детей, а любовь лечит все!

Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.

Авторизуйтесь чтобы присоединиться к дискуссии!