Каталог
Каталог
Образование
Детские сады
Детские сады частные
Детские развивающие центры
Секции и спортивные школы
Музыкальные школы
Танцевальные студии
Языковые школы
Репетиторы
показать еще
Отдых
Аниматоры
Квесты
Лагеря
Санатории
показать еще
Медицина
Женские консультации
Родильные дома
Детские поликлиники
Медицинские клиники для взрослых
Травмпункты
ЭКО в Н. Новгороде
Патронаж детей
Детские больницы
Где сдать анализы
показать еще
Районы
Арзамас
Б. Болдино
Балахна
Богородск
Бор
Бутурлино
Вача
Ветлуга
показать еще
Володарск
Выкса
Дзержинск
Городец
Дивеево
Заволжье
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
показать еще
Павлово
Первомайск
Перевоз
Починки
Саров
Семенов
Сергач
Урень
Чкаловск
Шахунья
показать еще
Статьи
Статьи
Беременность и роды
Беременность
Роды
показать еще
Статьи о детях
Малыш до года
Развитие
Воспитание
Учеба
Поможем детям!
показать еще
Родителям
Здоровье
Семья
Законы
Справочник
Гороскоп
показать еще
Афиша
Афиша
Кино
Авторское кино
Документальное кино
Семейное кино
Мультфильм
показать еще
Театр
Спектакль
Балет
Творческий вечер
Стендап
показать еще
Музыка
Классическая
Мюзикл
Концерт
Рок, инди, поп
показать еще
Познание
Выставка
Интерактив
Мастер-класс
Лекция
показать еще
Формат
Бесплатно
Детям
На воздухе
Фестиваль
показать еще
Возраст
с 0 лет
с 6 лет
с 12 лет
с 16 лет
показать еще
Дата
Сегодня
На неделю
На месяц
показать еще
Новости
Совместные покупки
Совместные покупки
Детские товары
Девочки - одежда
Девочки - форма и спорт
Девочки - белье, пляж, дом
Девочки - верхняя одежда
Девочки - шапки, шарфы, перчатки
Мальчики - одежда
Мальчики - белье, пляж, дом
Мальчики - форма и спорт
Мальчики - верхняя одежда
Мальчики - шапки, шарфы, перчатки
Товары для мам и малышей
Игрушки
Обучение и творчество
Товары для спорта и улицы
Детские аксессуары
показать еще
Взрослая одежда
Будущим мамам
Женская одежда
Женское белье, пляж, дом
Женская верхняя одежда
Женская одежда для спорта
Свадебная и вечерняя мода
Женские шапки, шарфы, перчатки
Мужская одежда
Мужское белье, пляж, дом
Мужская верхняя одежда
Мужская одежда для спорта
Мужская одежда для хобби
Мужские шапки, шарфы, перчатки
показать еще
Обувь, галантерея, аксессуары, красота и здоровье
Женская обувь
Мужская обувь
Обувь для девочек
Обувь для мальчиков
Сумки и чемоданы
Аксессуары
Косметика, парфюм, уход
Украшения и бижутерия
Аптека и оптика
Интим-товары
показать еще
Дом. Кухня. Хобби. Дача
Рукоделие и декор
Домашний текстиль
Интерьер
Посуда и кухня
Дом и дача
Сад и огород
Книги, канцтовары, медиа
Спорт и отдых
Товары для праздников
Техника и электроника
Товары для животных
показать еще
вход
Каталог
Статьи
Афиша
Новости
Совместные покупки
Главная
>
Статьи
>
Воспитание
>
Психология дошкольников
>
Истоки детской тревожности
Статьи
Психология дошкольников
10:09, 30 августа 2016
0
0
Истоки детской тревожности
Собираясь на день рождения к соседской девочке, трехлетний Ванюша непрерывно задавал маме вопросы: “А ты будешь со мной? А кто еще там будет? А ты никуда не уйдешь?” Переступив порог знакомой квартиры, мальчик увидел множество цветных шариков, ярких игрушек… и незнакомых ребят. Им было очень весело. Но Ваня сразу почувствовал себя неуютно. Прижавшись к маме, он боялся выпустить ее руку. Глядя на всех с недоверием, мальчик спрятался за мамину спину и жалобно протянул: “Я боюсь, пойдем домой”.
Психология детской тревожности
Каждому из нас приходилось наблюдать подобную ситуацию. Не так важно, где разыгрываются действия, интересно насколько по разному ребята реагируют на них. Один ребенок, освоившись в незнакомой обстановке, с любопытством начинает озираться на все новое и отправляется в самостоятельное путешествие. Время от времени он оглядывается, как бы проверяя, на месте ли мама, и, успокоенный, продолжает играть. Другой, подобно Ванюше, настолько обеспокоен новизной окружающей действительности, что ни на минутку не отрывается от своей мамы. Если мама хоть на секунду исчезнет из поля зрения такого ребенка, он тут же начинает сильно волноваться и расстраивается.
Казалось бы, жизненный путь этих ребятишек совсем мал, а тревожность уже успела стать постоянным спутником некоторых из них. Почему? Как показывают эксперименты, проведенные в разное время и в разных странах детскими психологами,
поведение родителей (особенно мамы) проявляется в характере и поведении ребенка.
В первый год жизни, когда малыш нуждается в утешении, мать доступна и щедро делится с ним своей любовью, ребенок целиком и полностью доверяет своей маме.
Если же мать младенца общается с ним непоследовательно
: иногда она ласкова и отзывчива, иногда — наоборот, то малыш не знает, когда на маму можно положиться, а когда нет. Такие дети тоже ведут себя непоследовательно: одновременно и добиваются контакта с мамой, и сами же сопротивляются ему. К сожалению, тревожность и зависимость в таких детях с возрастом никуда не исчезает, она остается и дальше, просто проявляется в несколько иной форме.
Детская привязанность самая мощная, память о ней подсознательно остается в человеке на всю жизнь и будет служить моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.
Цвета тревожности
Малыш подрастает, а тревожность, неотступно следующая за ним, окрашивает все в мрачные тона: отношение к себе, к другим людям, к действительности. Ребенок уже не только
не уверен в себе
, но и недоверчив ко всем и к каждому.
Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего. Теперь он все преломляет через призму тревожности и мнительности: “Я слабый, неумелый, у меня все не как у других”. Неприспособленность к разнообразным ситуациям порождает страх совершить ошибку, что приводит к редкому проявлению инициативы. Безынициативность нередко приводит к тому, что у других детей появляется стремление доминировать над тихонями, что ведет к тенденции избегать общения. Возникают внутренние конфликты, усиливается неуверенность в себе. И все это при обостренном и больном чувстве достоинства. Постепенно у такого ребенка
формируется заниженная самооценка
. Он склонен считать себя безнадежно глупым, безобразным, нескладным. Такой малыш стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает все, что с ним связано, чувствует вину перед сильными и красивыми. Он испытывает беспокойство даже в тех жизненных случаях, когда ничего к этому не располагает.
Стараясь быть послушным,
малыш предпочитает не обращать на себя внимание
, стремится четко выполнить требования взрослых: убрать игрушки, сложить вещи, помочь по хозяйству. Но его примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер — ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Очевидно, что дети, которые испытывают такое к себе отношение, находятся в постоянном психическом перенапряжении. Выражается это в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей раздражительности и эмоциональной неустойчивости.
По образу и подобию
Зародившись в младенческом возрасте, состояние тревожности набирает свои обороты. Ребенок растет — растут и требования, предъявляемые к нему родителями, нередко невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с желанием родителей воплотить свои нереализованные мечты в ребенке. Или, добившись высокого положения в обществе, они, не желают видеть в своем чаде “неудачника”, заставляют его работать сверх меры.
Требования мамы и папы
, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям близких ему людей, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает “опускать руки”, сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Малыш старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Нередки случаи, когда
родители сами высокотревожные
. Воспринимая малейшую неудачу как катастрофу, они не позволяют ребенку сделать ни малейшего промаха. В итоге малыш в такой семье
лишен возможности учиться на собственных ошибках
. У него усиливается ощущение собственной беззащитности перед опасностями, что мешает реализовать себя и общаться со взрослыми и сверстниками.
Еще один фактор
, способствующий формированию тревожности —
частые упреки
, вызывающие чувство вины (“Ты так плохо вел себя, что у мамы заболела голова”, “Из-за твоего поведения мы с папой часто ссоримся”). В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Большое количество замечаний, чрезмерная забота, мелочный контроль, ограничения и запреты, постоянное одергивание могут вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу. В последствии это чувство может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование — тревожность.
Всему свое время
Тревожность
, как чувство беспокойства и боязни сделать что-либо не то и не так,
развивается ближе к 7 — 8 годам.
И если для дошколят и младших школьников главным источником тревог оказывается семья, то для подростков такая роль семьи значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы. “Школьная тревожность” складывается уже в дошкольном возрасте, когда ребенок сталкивается с требованиями обучения, и ему кажется невозможным им соответствовать.
Тревожности подвержены как мальчики, так и девочки.
Но в дошкольном возрасте мальчишки более тревожны. К 9-11 годам соотношение выравнивается, а после 12 лет у девочек резко повышается уровень тревожности. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К ним относятся не только друзья, родные, учителя.
Девочки боятся
так называемых “опасных людей” — пьяных, хулиганов и т.д.
Мальчики же опасаются
физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителя, директора, тренера.
В целом, не влияя на интеллектуальное развитие, тревожность может отрицательно сказаться на творческом мышлении, для которого естественны такие черты, как отсутствие страха перед новым и неизвестным.
Как помочь тревожному ребенку
1. Прямое общение “глаза в глаза”
вселяет чувство доверия в душу ребенка.
2.
Повышайте самооценку ребенка
, позитивно оценивая его действия и поступки. Как можно чаще называйте ребенка по имени и хвалите в присутствии других детей и взрослых. Игра “За что меня любит мама” поможет ребенку почувствовать себя любимым и значимым для вас.
3. Не проводите сравнения одного ребенка с другими.
Если же вы все-таки хотите провести сравнение, то лучше сравнить результаты ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Игра “Похвалилки”, в которой каждый ребенок (или взрослый) сможет рассказать о том, как он здорово выполнил то или иное действие, добавит ему уверенности.
4. Помогите ребенку снизить напряжение
— и мышечное, и эмоциональное — научите его выполнять релаксационные упражнения. При упражнении “Маленькая птичка” предложите ребенку закрыть глаза, после чего тихим голосом произнесите следующее: “Представь, что ты держишь в руках маленького птенца. Он такой крохотный, что свободно помещается у тебя в ладошках. Он засыпает, поэтому ты стараешься сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если хочется, погладь его осторожно. Мысленно успокой птичку, скажи ей что-нибудь ласковое. Ее дыхание становится ровным, спокойным. Убедись, что птенец в полной безопасности, улыбнись ему”.
5. Способствуйте снятию мышечного напряжения с помощью массажа
. Игра “Ласковый мелок” — хорошее развлечение. Рисуйте на спине друг друга различные картинки, а затем отгадывайте, что изображено.
6. Отрабатывайте навыки поведения в конкретных ситуациях.
Предложите ребенку роль слабых, трусливых персонажей, чтобы он лучше осознал свой страх. Играя роль сильного героя, ребенок приобретет чувство уверенности в том, что он способен справляться с трудностями. При этом очень важно не только разыгрывать ситуацию, но и обсудить ее с ребенком.
Дети растут и взрослеют. И чем старше они становятся, тем дальше отходят от родителей и самостоятельно исследуют мир. Пятилетние дети могут целый день обходиться без своих мам, а подростки просто мечтают проводить время без них. Однако жизненные трудности любой преодолевает уверенней и легче, если знает, что есть надежное место, куда можно вернуться. И возвращается он не просто в знакомое или дорогое ему место, он возвращается к людям, к которым с детства привязан и которым доверяет. Детская привязанность самая мощная, память о ней подсознательно остается в человеке на всю жизнь и будет служить моделью для всех дальнейших отношений с другими людьми.
Автор: Виктория Михайлова, детский психолог
s-meridian.com
Отзывы
Написать комментарий
Оценить:
Никто еще не оставил комментариев.
Авторизуйтесь
чтобы присоединиться к дискуссии!
Читайте также
Советы о том, как проще всего научить ребенка готовить!
Истоки детской тревожности
Как подготовить ребенка к детскому саду?
Игротерапия: как лечит игра?
Другие материалы
Статьи
Беременность
Воспитание
Гороскоп
все теги
Новости
Нижегородские новости
Здоровье
Образование
События
все теги
Афиша
Спектакли
Кинофильмы
Мультфильмы
все теги
Новости компаний
Как получить QR-код вакцинированного или переболевшего: подробная инструкция
Для чего нужен QR-код, кто и как его может получить. Все отв
...
«Мультипасс 800»: что это такое и как получить в Нижнем Новгороде?
Разбираемся, для чего нужен новый документ и как его оформит
...
Выплаты беременным, вставшим на учет в ранние сроки: ответы на самые часто задаваемые вопросы
Разъяснения Пенсионного фонда про новое пособие беременным.
...
Противопоказания к вакцинам от COVID-19: когда нельзя делать прививку?
Публикуем противопоказаниям ко всем российским вакцинам от к
...
Где сделать прививку от COVID-19 в Нижнем Новгороде
Список прививочных пунктов в Нижнем Новгороде.
...